Советы по делу

 

Перед началом дела


Когда вы думаете о том, чтобы начать какое-то новое и полезное для людей дело, то стоит ответить себе на четыре вопроса:

1) Чего именно я хочу?
2) Что нужно людям, которые живут рядом со мной?
3) Что я могу, умею?
4) Какие есть доступные ресурсы?


Желательно, чтобы все эти подмножества пересекались, поддерживали друг друга.

1. Если вы начнете делать то, что вам самому не интересно, не мотивирует, то дело далеко не двинется. В своем большинстве подобные начинания не имеют денег, люди работают на энтузиазме, за счет своего личного интереса. Поэтому важно оттолкнуться от своего «хочу». Мотивация - это самое. Например, в вашем дворе нет лавочки, где бы люди могли отдыхать и общаться. И хорошо бы ее туда поставить. Но если вам самому не хочется проводить там время, то лучше не начинайте дело. Вам будет сложно вдохновить других. Вы же сами не «горите» идеей.


2. Если дело, инициатива нужна только вам, то вы не вдохновите людей. Важно понять, что именно нужно людям, в чем их проблема. И тогда вы легко получите их поддержку, так как вы на самом деле будете удовлетворять их интересы. Если лавочка нужна большинству жителей двора, то они всегда найдут банку краски на балконе, гвозди, выйдут помочь ее установить и покрасить. Узнавайте потребности людей.


3. Хорошо, когда вы что-то умеете в том деле, которое хотите начать. Может быть вы хороший плотник, и легко сделаете красивую и удобную лавочку. Возможно, вы не умеете делать именно этой работы, но в состоянии хорошо организовать людей. Это будет большим плюсом. Опирайтесь на свои таланты и покажите пример. Большинству важны не слова, а ваши конкретные дела. Они вовлекутся, когда поймут, что это реальное дело, а не болтовня.


4. Важно отдавать себе отчет в объеме ресурсов, которые нужны дня выполнения задуманного. Это первое. И второе, откуда эти ресурсы можно получить. В примере со скамейкой наиболее вероятно, что все можно получить по месту. У кого-то из жильцов есть машина, которая подвезет доски. Кто-то выйдет и вкопает столбики. Кто-то – покрасит. Может будут те, кто будет готов помочь не физически, а деньгами.



  


 


Этапы вашего дела


Любое дело, которые мы хотим сделать, можно условно разбить на четыре фазы:

1) придумал, 2) спланировал, 3) сделал,  4) подвел итог.


Это самая простая модель, которая позволяет охватить весь объем.

Есть еще один вариант рассмотрения, который мы хотим предложить.

Сокращенно он называется – АЦПРА.

АНАЛИЗ – ЦЕЛЬ – ПЛАН – РАБОТА – АНАЛИЗ 


В основе этого варианта лежит стандартная двухходовка – это действие и анализ того, что получилось. Еще называют ее кибернетическим контуром. Я что-то сделал и получил обратную связь, которая помогает мне понять результат. Если мне нужно попасть мячом в кольцо, то я бросаю мяч и вижу: долетел или не долетел. После этого корректирую силу броска. Вот оно действие – бросок и обратная связь: долетел или нет. Распишем детальнее.


1. Первое звено этой цепочки - это анализ ситуации (Ас). Перед любым действием необходимо понять ситуацию, сориентироваться, что происходит, какая расстановка сил и т.д. И первые четыре вопроса, которые мы указали выше как раз и помогают вам это понять. Что хотите вы и люди? Кто и чем поможет в деле?


2. Второй элемент – это постановка цели (Ц). Если вы не работаете «на автомате», то только после понимания всей обстановки сможете сознательно поставить цель. Вы обнаружили, что во дворе нет удобной скамейки, много людей хотели бы, чтобы она была, готовы помочь. Теперь можно и ставить цель. (См. «Три роли в громаде». Отличие аниматора от деятеля и лидера)


3. Потом идет третий элемент – составление плана (П). План может быть только в голове или на бумаге – это не важно. Главное, что он должен быть. Мы выстраиваем путь, как из начальной точки А попасть в точку В. И планы могут быть разные, учитывающие обстоятельства. Если Иван Васильевич из третьего подъезда не привезет доски для лавочки, то вступает в действие план, когда мы заказываем грузовое такси. А такси надо оплатить, и для этого все участники процесса сбрасываются.


4. Следующий ход – это работа или реализация (Р). Отталкиваясь от намеченного плана, мы делаем работу. Время от времени мы проверяем все ли идет согласно запланированному, получаем обратную связь. Если нужны коррективы – вносим их.


5. Пятый пункт (Ар) – это анализ результата, тот же анализ, что и в начале пути, но уже смотрим на проделанную работу. Мы тут должны получить выводы, извлечь уроки на будущее. Желательно все это записать, потому что из опыта известно, что многое быстро забывается. Важно идти по горячим следам. Эта фаза позволяет нам развиваться и усложняться, становиться более эффективными. Мы можем понять, например, что Иван Васильевич человек не обязательный, он напился и не приехал, как обещал. Поэтому в следующий раз тактику доставки груза надо менять.



  


 


Три роли в громаде



В таблице мы систематизировали роли, в каких человек может выступать в том или другом деле. Возьмем пример со скамейкой во дворе. Если я захотел поставить скамейку во дворе, то есть три варианта реализации задуманного.


Вариант первый – деятель, когда я все сделал сам, никого не привлекал. Придумал, осуществил и получил результат – скамейку. Делал только для себя. Конечно, результатами моего труда смогут пользоваться все жители, но в процесс участвовал только я. И цель моя была просто сделать себе удобно, я не брал во внимание нужды остальных. Ценить такую скамейку будут не более чем чью-то прихоть. Хорошо если понравится, а если нет.



Второй вариант – лидер. В этом случае я уже понимаю, что можно не самому сделать, а организовать других людей на помощь мне. Наша цель остается – поставить скамейку во дворе, но теперь есть команда, разные роли. Все кто принимал участие в процесс, уже будут ценить скамейку, так как она стала воплощением их усилий.



Третий уровень – аниматор. Он характерен тем, что целью становится не сама скамейка, а изменения среди людей, в громаде. Мы строим скамейку и вместе с тем, мы строим отношения между жителями этого дома, двора. Прежде всего появляется возможность изменить отношения между теми, кто вовлечен в процесс. В этом случае аниматор помогает запустить взаимодействие и общение между людьми. На выходе мы получаем место, куда люди смогут приходить общаться, обсуждать свои проблемы, пути их решения.

 

Каждый из нас всегда может выступать в разных ролях. В одном процесс я могу быть просто деятелем, а во втором запустить процесс изменения в сообществе. Просто надо понимать, что цели и результаты у одной и тоже деятельности – поставить скамейку, будут разными.

 

  Деятель Лидер Аниматор
Кому Себе  Громаде Участникам проекта
Цель Результат проекта Результат проекта Изменения в громаде
Способ Делает Организовывает Слушает и помогает
Результат Скамейка во дворе Установка скамейки Скамейка, как место для общения

  

 


 

Как сделать портрет тех, для кого работает ваше дело. Ваша целевая аудитория


Много сбоев в начале пути получается, если мы не до конца ясно понимаем, с кем мы будем работать. Кто наша целевая аудитория? Мы можем пытаться активизировать людей, громаду, но ошибиться с пониманием того, к кому и с чем (с каким воззванием, предложением) обращаться.



Например, вы хотите начать проводить для школьников 3-5 классов какие-то развивающие занятия. И естественно считаете что, так как вы будете работать с ребятами 8-10 лет, то они и есть ваша целевая аудитория. И тогда вы начинаете думать, как вам заинтересовать и вовлечь этих детей и т.д.



Но в своем большинстве в таком возрасте не дети принимают решение, чем они будут заниматься после уроков, а их родители. И поэтому ваша целевая аудитория не дети, а их родители. Как вы понимаете подача материала для них кардинально разная. Текст, рекламу, обращение вам надо составлять исходя из их логики, их ценностей и целей. Им надо чтобы дети были в безопасности, не болтались на улице, учились чему-то хорошему в среде хороших людей. Это основа для вашего обращения. Именно эти темы вы должны будете затронуть в рекламе или во время выступления, а не говорить то, что важно для младшего школьника: будет много сладостей, классных игрушек, можно будет вволю баловаться и т.п. Дети бы клюнули именно на такую подачу материала, а не на важные для взрослого условия безопасности и развивающий контекст.



Для того, чтобы лучше прожить эту тему проделайте простое упражнение. Попробуйте нарисовать на большом ватмане собирательный портрет человека, который воплощает вашу целевую аудиторию. Можно не только рисовать, но и сделать аппликацию из картинок, фотографий из ненужных журналов. Подумайте, какого возраста этот человек? Это скорее мужчина или женщина? Что он/она любит? Какой уровень дохода имеет? Во что одевается и какую слушает музыку? На какой машине ездит? Представьте этого человека как можно отчетливее и отразите это на бумаге. Когда у вас появится картинка, образ, он поможет лучше понять желания, нужны вашей целевой аудитории.



Таким методом пользуются, например, радиостанции, для того чтобы понять, какую музыку ставить в эфир. Если у станции целевая аудитория очень-очень средний класс, который ездит на старых «Жигулях», отпуск проводит в селе или на даче, не следит за модой и одевается преимущественно в сэконд хэнде, то ставить в эфир джазовые этюды, по крайней мере, нелогично.



Ди-джею достаточно посмотреть на картинку своей целевой аудитории, и ответ на вопрос: «А какую музыку сейчас поставить?» сам приходит в голову.
Такая картинка будет вам в помощь, когда вы начнете думать, как же расшевелить моих людей и искать поддержку у СМИ. Что им говорить и какими словами, а о чем говорить не стоит.

 


 



Как сделать SWOT анализ дела?


SWOT (Strengths-Weaknesses-Opportunities-Threats).

Эти четыре слова переводятся как: 1) сильные стороны, 2) слабые стороны, 3) возможности и 4) угрозы.


SWOT
- это метод анализа, когда вы отвечаете на четыре вопроса и на выходе получаете более четкое понимание какой либо задачи.  Этот вид анализа можно применить в разных направлениях. Например, мы может разложить по полочкам то, как нам лучше подготовить сообщение для своей целевой аудитории. И также нам будет не сложно через призму посмотреть на свое дело, запланированную деятельность, отвечая самому себе на эти вопросы.


В анализе четыре клеточки. Визуально, они обычно изображается в виде квадрата. (См. Рис 1.) Сверху - сильные и слабые стороны, внизу - возможности и угрозы. Верхняя строка нашего квадрата – это внутренние факторы дела, нижняя – внешние. Первый столбик – это то, что нам помогает. Второй – то, что вредит.

 

 


Допустим, надо привлечь людей к нашему делу. На старте стоит понять, кому наше дело может быть интересно? Кого мы хотим видеть? Одно вариант приглашать ребят присоединиться к теме дворового футбола, а другое – вышивка крестиком. Люди придут разные. 

 

Если в качестве примера взять постройку скамейки во дворе, то попробуйте представить себя тем, кто уже согласился помочь в этом деле. Вы уже участник. Сейчас работаем с верхней строчкой – SW. Взгляд изнутри процесса, команды.

 

Плюсы

Что хорошего и интересного в этом для вас? В чем ваш плюс от участия?

Например:

- Нравится, что я делаю хорошее дело.
- Дело не сложное и я можете себя хорошо проявить. Умею делать то, что надо.Или наоборот хочу научиться делать      скамейки и потом планирую на этом зарабатывать.
- Это повод познакомлюсь с соседями, среди которых есть интересные и симпатичные мне люди. Расширяю круг своего общения.
- Эти люди тоже могут когда-то мне помочь.
- Люблю дышать воздухом и мне реально не хватало лавочки во дворе…

и т.п.

  

Минусы

Потом опять же подумайте, а что вам в этом предложении не нравится, как участнику? Какие минусы в предлагаемом деле?

Например:

  • Могут прийти и те соседи, которые мне не нравятся, кого я не хотел бы видеть.
  • Может быть, работа не такая интересная, как вы думали или ее много, вы устаете.
  • Нет охраны. Вы уже сделали во дворе пять лавочек, а кто-то взял и три из них сломал. Вам обидно. Лучше бы и не начинал.
  • и т.п.

 

Возможности


Теперь время посмотреть на ситуацию снаружи глазами тех, кого вы хотите привлечь. Где можно найти тех людей, которых вы хотите видеть в этом деле? И как их заинтересовать?

 

  • Все соседи вашего дома потенциально могут быть вашей целевой аудиторией. Но надо понять, все ли так же как и вы хотят иметь лавочку. Для всех ли ее отсутствие является проблемой? Возможно, стоит опросить их, придумать интересную форму опроса.
  • Если сделать сам процесс постройки лавочки веселым и драйвовым, то могут присоединиться и те, кто не собирался, но был вовлечен мероприятием.
  • Можно пригласить художников, которые бы разрисовали лавочки. Или устроить соревнование. Вариант, сделать конкурс среди школьников ближайшей школы. А победитель получает авторскую лавочку.
  • Это могут быть профтехучилища, которые учатся делать столярные изделия.
  • И т.п.

 

Угрозы


Что же может помешать всему процессу вовлечения новых людей в это дело? Где надо подстелить соломку? Мы оцениваем внешние, не зависящие от нас, угрозы.

  • Банальной угрозой может стать плохая погода. Вы все организовали, люди готовы, но дождь в субботний день нарушил ваши планы.
  • Или футбол по телевизору, тоже может стать серьезной помехой для динамичного старта.
  • Допустим, ЖЭК обещал дать вам машину с досками, а никто и не приехал.
  • И т.п.

 

После ответов на эти вопросы вы переходите ко второму этапу. Вы делаете выводы. И эти выводы могут касаться как самого дела, задуманного вами проекта, так и того, что стоит использовать во время общения с людьми, информирования. Попробуйте ответить на вопросы, которые написаны под рубриками: «Для проекта» и «Для сообщения».


1. В сообщении вы всегда должны людям говорить и демонстрировать сильные стороны то, что у вас хорошо. Если сильная сторона – знакомство с соседями, то сразу об этом пишите, упоминайте в рекламе, во всех объявлениях на столбах и т.п. Это шанс узнать, кто живет рядом и вместе выпить чаю, после работы. А во время деятельности обратите внимание на то, чтобы люди имели возможность общаться. Продумайте возможность всем выпить кофе вначале и поболтать в конце установки скамейки.



2. После анализа «минусов», вы поймете, о чем стоит заявить сразу: «А у нас не так!» «У нас не будет сложной работы» или «всего за 30 минут вы сделаете место для отдыха». Вы так же получаете прекрасную возможность понять, как избежать «минусов». Может быть, создать списки по возрастам, если есть опасения, что молодежи будет скучно. Или написать, что Иван Иванович на гармошке сыграет рэп и в этом будет интересная «фишка».



3. «Возможности» покажут вам, какие надо сделать действия для привлечения людей, куда сходить и кого пригласить. Где, собственно, обитает наша целевая аудитория. Это же подскажет и язык обращения. Ведь старикам надо рассказать одно, а тинэйджерам – совсем другое. Первые на лавочке смогут отдохнуть вечером, а вторые – станцевать брейк.



4. Задача последнего этапа – это превратить «угрозы» в возможности или, по крайней мере, уменьшить негативное воздействие «угроз». Это как раз то, что не стоит поднимать во время общения, обходить стороной. Если футбольный матч может стать внешней угрозой срыва мероприятия, не искушайте судьбу, назначьте другое время встречи. Если же ваша целевая аудитория футбол не смотри (допустим, вы хотите пригласить девушек 16 лет), то и угрозы матч вам не составит.



 


 



Как заинтересовать репортера СМИ своим делом. Советы наших медиа экспертов:

 

  • Помните, что именно СМИ позволяют привлечь к вашему делу и участников, и спонсоров.

  • Чтобы быть привлекательным, вы должны нести идею, а не просто рассказывать о своих хороших делах.

  • Не скромничайте. Скромность – кратчайший путь к неизвестности. Но и не хвастайтесь, люди этого не любят.

  • Со своими новостями идите в район, в область, в национальные СМИ. Не останавливайтесь.

  • Сначала изучите медиа пространство вокруг. Не только СМИ, но и лично журналистов. Это поможет потом в установлении партнерства.

  • Перед началом работы с любым СМИ проанализируйте его стиль подачи, тексты, фото, видео. Потом готовьте информацию исходя из того, как это требуется именно для этой редакции.

  • Не забывайте, что для разных видов медиа нужна разная подача. Если для ТВ нужна интересная «картинка», то газете нужна информация.

  • Информация должна быть интересна и/или полезна. Ищите или придумывайте сами интересную «фишку», а не просто описание. Например, «У нас есть кружок» - это не интересно. А если вы напишите, что «У нас есть дед, который написал 800 книг» - уже необычно и интересно.

  • Заголовок - самое важное для Интернет-СМИ. В Интернет люди читают заголовки. Если они их «цепляют», то есть шанс, что они начнут читать дальше.

  • Не подавайте много информации, подавайте суть. Большой текст - скорее минус.

  • Если работаете с ТВ, обратите внимание на динамику сюжета. Без неё ваша целевая аудитория переключится с «добрых новостей».

  • Думайте нестандартно, выходите за рамки.

  • Вас должны обсуждать

  • Ключевое сообщение - то, что нужно делать, не полагаясь на журналиста.



 


 



Советы от редактора портала добрых новостей – Жанны Кобылинской.


1. В информационном материале (тексте) должна быть одна ключевая мысль, один месседж. Пожалейте своих читателей - не нагружайте их всем и сразу. Если у вас есть много, чего сказать, потерпите и выдайте в другом материале.


2. Помните о своей целевой аудитории - вы пишите не для журналиста или СМИ, а для своих будущих партнеров, единомышленников, «клиентов». После написания материала, перед отправкой в СМИ, постарайтесь посмотреть на написанное по ту сторону экрана (другими глазами) или дайте прочитать кому-то другому. Если все понятно, смело отправляйте, если нет - переделывайте.


3. Важная информация - инфо о мероприятии (событии) - нужно давать в первом абзаце. Не во втором, не в третьем. Помните о правиле 20 секунд - приблизительно столько нужно журналисту, чтобы понять интересна ему инфо или нет. А она должна быть «упакована» так, чтобы была интересна.


4. Заглавие и абзац материала, особенно для Интернет-СМИ, - основополагающие элементы. Если захватите ими читателя сразу, то он дочитает до конца - в том числе до справки о вас и контактах.


5. Цитаты, особенно участников события, делают ваш материал (и для СМИ, и для печатки) более живым - через них читатель как бы налаживает связь с вами и пытается прочувствовать организаторов, саму атмосферу события. Не пренебрегайте ими. НО и не переборщите - цитаты должна дополнять, объяснять и раскрывать сказанное ранее, а не дублировать мысль.


6. Фото и графические рисунки. Их роль более, чем значительная - они также должны дополнять текст, а не идти с ним в разнобой. 80% окружающего мира мы познаем через глаза. Если хотите привлечь, не жалейте времени и сил на разработку афиши, баннера, лого.


7. По содержанию афиши, баннера и лого - не перегружайте их текстом, разными стилями и цветами шрифтов. Снова таки - пожалейте аудиторию.



8. Практикуйтесь, практикуйтесь и практикуйтесь! В этом залог успеха!!!



  


 



Как увидеть будущее своего дела


Для успешного развития вашей инициативы, вашего дела важно видеть новые перспективы. Как вовлекать людей, чем их заинтересовывать, где находить эту новую целевую аудиторию, на какие стратегические рубежи выходить, как отстраивать структуру управления командой, где брать финансы для поддержки и т.п.



Самому бывает очень не просто ответить на все эти вопросы, так как они требуют непредвзятого взгляда со стороны на свою работу. Рутина засасывает и можно просто двигаться по инерции, упуская уникальные возможности. В таком случае стоит воспользоваться альтернативным подходом.



Сформируйте группы по четыре человека в каждой. По условиям тренинга у вас есть три роли: визионера, инженера и финансиста. Эти роли по очереди переходят каждому из участников. Ведущий тот, чью идею анализируют, остается без роли. Его задача рассказать о своем деле, как он видит его развитие через год, два, три... Цель остальных трех экспертов посмотреть на дело через призму каждой из этих ролей. Первый участник оценивает ваши идеи и планы с позиции визионера. Какие задаются стратегические цели, какое виденье лежит в основе движения?



Второй думает с точки зрения того, кто отвечает за логистику, связь, внутренние процедуры, оргразвитие структуры, вашей группы и т.п. Третий человек в анализе отталкивается от финансовой составляющей, как привлечь деньги, ресурсы и сколько их надо?



Все это лидер, дело которого обсуждает, записывает не обсуждая. Он просто фиксирует идеи без критики, как в мозговом штурме. В итоге вы сможете получить целостное виденье своего развития.